Как создать техническое задание на разработку мобильного приложения

Что это за документ и как составить его правильно?
Одним из важнейших документов, необходимых для разработки мобильного приложения, является техническое задание. Именно от него зависит, какое приложение вы получите в итоге. Поэтому в нашей компании разработке технического задания уделяется большое внимание.
Что такое техническое задание и зачем оно нужно?
Техническое задание представляет собой подробное описание функциональности будущего приложения. Оно включает в себя не только текстовое представление, но и графический прототип. Эти документы мы разрабатываем по итогам обсуждения в проектной группе и прилагаем к договору.

Для чего нужно техническое задание?

  • ТЗ подробно описывает работу будущего мобильного приложения. Его технические требования и полный функционал должны быть прописаны ещё до начала этапа разработки. Если этого не сделать, неизбежны правки, а это повлечёт за собой потерю заказчиком времени и денег.
  • Хорошо составленное техническое задание исключает ситуации, когда заказчик хочет одно, а получает другое. Все особенности работы и внешнего вида приложения мы сначала обсуждаем в проектной группе, а каждый этап создания ТЗ обязательно согласовываем с клиентом.
  • Техническое задание даёт заказчику представление о ходе разработки и помогает оценить её результаты.
Что именно должно быть прописано в техническом задании
Независимо от тематики, любое техническое задание на создание приложения предполагает определённую структуру.

Задачи, технические условия и требования

Мобильное приложение всегда создаётся для решения конкретного спектра задач и под конкретные технические требования. Именно от этих параметров зависит дальнейшая работа над приложением, поэтому в ТЗ их прописывают в первую очередь.


В числе технических требований указывают, например, вид и версию операционной системы, поддерживаемые устройства, языки разработки, протоколы клиент-серверного взаимодействия.

Описательная модель приложения

Это самый важный и объёмный пункт технического задания. Его цель — предельно точно ответить, как будет работать мобильное приложение и каким образом оно будет реагировать на действия пользователей.


Что происходит при запуске приложения? Есть ли регистрация и авторизация и, если да, как они осуществляются? Можно ли будет настроить приложение под себя и как? Есть ли взаимодействие с другими пользователями? Вот лишь немногие вопросы, на которые должен ответить этот пункт ТЗ.


Ответить максимально точно, исключая возможность двойного толкования или неверного понимания.

Описание работы административной панели

Этот пункт появляется в техническом задании в случае, если заказчику требуется управлять данными приложения — просматривать и создавать новые, редактировать или удалять старые.

Тестирование и ввод в эксплуатацию

Здесь прописано, каким образом будет тестироваться приложение и каким образом его будут передавать заказчику и публиковать в магазинах.

Стоимость и сроки

Итогом создания технического задания становится точный расчёт стоимости мобильного приложения и сроков его разработки.

При необходимости техническое задание дополняют и другой информацией. Например, сведениями о целевой аудитории или расшифровкой терминов.
Как правильно создать техническое задание
Перед тем как начать разработку технического задания, мы должны получить от заказчика исчерпывающую информацию о его пожеланиях. Этой цели служит обсуждение будущего приложения в проектной группе.

Подготовительный этап

В процессе обсуждения мы не только получаем информацию из первых рук, но и можем сразу обсудить её со специалистами, внести коррективы или дополнения.

Если у заказчика уже есть полное видение будущего приложения, обсуждение в группе помогает без потерь передать его команде разработчиков. Если представление о приложении пока нечёткое, группа поможет его конкретизировать и предложить наиболее подходящие под задачи и бюджет клиента варианты.

В процессе работы проектной группы формируется вилка стоимости и оцениваются сроки. Во время разработки ТЗ эти данные уточняются.

Этапы создания технического задания

По итогам работы проектной группы формируются требования к будущему приложению. Сначала прописываются пользовательские истории, которые помогают понять, что именно должно делать приложение. Затем создаются описания конкретных технических функций и требований, включая языки программирования и поддержку систем.

Это позволяет посчитать, сколько экранов потребуется, чтобы разместить там весь набор функций. И только затем мы начинаем создание полноценного прототипа. На этом этапе важно продемонстрировать логику работы приложения, поэтому изначально прототип чёрно-белый, с упрощённым дизайном.

В зависимости от структуры приложения прототип создаётся в несколько этапов: например, сначала экраны авторизации, затем — пользовательский профиль и т.д. После каждого этапа мы согласуем прототип с заказчиком, вносим правки и дополнения. А после утверждения каждого этапа описываем работу приложения в документации.

Как правило, за техническое задание отвечают два специалиста: дизайнер и менеджер проектов. Однако при необходимости они консультируются у разработчиков.

В итоге заказчик получает текстовый файл с техническим заданием и ссылку на виртуальную доску Realtime Board с готовым прототипом. Затем оба документа снова согласуются, если необходимо — дорабатываются, а после команда приступает к разработке.

Техническое задание — документ предельно детализированный и даёт полное представление о том, как будет работать приложение. То, что прописано в ТЗ должно быть исполнено. То, чего там нет, в рамках этого проекта исполнено быть не может.

Все правки и дополнения должны быть внесены во время создания ТЗ. После начала разработки даже минимальные изменения в функциональности приложения повлекут за собой увеличение бюджета.
Почему нельзя менять техническое задание на этапе разработки
Может быть такое, что заказчик захочет что-то изменить в приложении уже после начала этапа программирования. Это вполне возможно, но заказчику нужно быть готовым к неизбежному росту бюджета и увеличению сроков разработки.

Например, даже для подключения простой, казалось бы, анимации сворачивания меню при прокрутке может потребоваться существенно изменить логику работы приложения и подключить дополнительные библиотеки. Объём и время работы из-за такой «маленькой» переделки могут увеличиться практически в два раза.

Если забыли прописать в техническом задании функцию, кнопку, экран или анимацию — их не будет. Конечно, потом можно сделать к этому ТЗ дополнение, но только за отдельную плату.

Обсуждение в проектной группе и внимательный подход к созданию ТЗ помогают нам учесть все нюансы разработки приложения, а заказчику — избежать неоправданных расходов и срыва сроков.

Хотите разработать приложение?

Узнайте стоимость разработки мобильного приложения за 1 минуту. Воспользуйтесь калькулятором стоимости.